Фрагмент для ознакомления
2
Язык – это фундаментальное средство коммуникации для человека, тесно связанное с культурой и обществом, которое его использует в разнообразных аспектах жизни. Современная лингвистика фокусируется на человеке как центральной фигуре, рассматривая язык не только как инструмент коммуникации, но и как средство самовыражения, достижения определенных целей. В мире существует около трех тысяч естественных языков. Однако параллельно развиваются и искусственные языки, где человек выступает не только как пользователь, но и как создатель языка. Такие языки, включая их грамматику, лексику и звуковую систему, создаются с определенной целью: от обеспечения массовой коммуникации до поддержания реалистичности вымышленного мира.
Актуальность исследования заключается в том, что несмотря на многочисленные попытки, создание универсального искусственного языка для межкультурного общения пока остается нерешенной задачей. В то же время, вымышленные языки успешно функционируют в рамках выдуманных миров, а иногда даже выходят за их пределы, обретая жизнь в реальном мире вне художественных произведений, фильмов или игр. В связи с этим, сконструированные языки заслуживают особого внимания и места в истории языка, поскольку эта тема остается открытой и актуальной до тех пор, пока лингвисты не достигнут успеха в создании универсального искусственного языка.
Роль языка как инструмента формирования мировоззрения и выражения мышления уже давно привлекает внимание не только ученых (культурологов, психологов, лингвистов) как в России, так и за рубежом, но и любителей, увлекающихся созданием языков. Появление новых языков ставит перед лингвистами важную задачу – изучить их функционирование в речи и общении. Эти новообразования представляют собой ценный материал для языковых исследований. В этой связи актуальны слова известного лингвопроектировщика Дэвида Питерсона: «изучение и изобретение языка – это разные, но взаимосвязанные процессы. Изучая язык, человек усваивает определенный взгляд на мир, а создавая язык – открывает новый способ его восприятия».
С развитием кинематографа и наличием нереализованных фантастических сюжетов, все большую популярность и инвестиции привлекает конструирование языков для вымышленных миров. В таких мирах язык выступает средством поддержания ирреальной реальности. Например, с 2011 года сериал "Игра престолов" (экранизация романа Джорджа Мартина "Песнь льда и пламени") завоевал огромную популярность во всем мире. Поклонники сериала не только копируют героев, но и активно изучают, преподают и совершенствуют искусственные языки, которые используются в сериале.
Цель исследования – определить лингвистические характеристики вымышленных языков на примере цикла романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. рассмотреть понятие искусственных языков, их разновидности и конструирование;
2. исследовать примеры искусственных языков в рамках художественных произведений и кинематографа;
3. составить краткую характеристику на все языки из «Песни Льда и Пламени»;
4. проанализировать фонетическую, лексическую и грамматическую составляющие одного из языков.
Объектом данного исследования являются языки в цикле романов «Игра престолов», предметом – лингвистические особенности языков. Материалом исследования послужили книги Дж. Мартина из цикла романов «Игра престолов», 8 сезонов сериала «Игра Престолов», дотракийский словарь.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды О. С. Семёновой, Ю. В. Степаненко, М. А. Таривердиевой, О. П. Сологуб, И. А. Абакумовой, Е. Г. Железновой, Л. А. Чулковой, Д. А. Самарина, В. Г. Гусева и О. Н. Шуваловой при рассмотрении сущности и лингвистических характеристик искусственных языков, а также работы З. Э. Тбоевой, Е. В. Майоровой, Т. Г. Кликушиной, Т. С. Куликовой, А. А. Басковой и А. В. Моисеенко, посвященные конкретным примера вымышленных языков в кинематографе.
В работе применяются метод теоретического анализа научных трудов с целью формирования понятийной базы исследования, метод социолексикографического анализа словарных дефиниций для уточнения значения лексем вымышленных языков, метод обобщения и синтеза при классификации и описании основных языковых тематических категорий; а также более конкретный метод ‒ метод сплошной выборки, связанный, главным образом, с технической стороной оперирования фактическим материалом.
Работа имеет четкую структуру: она состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении четко формулируется актуальность исследуемой проблемы, объект и предмет, цель, а также ряд задач, направленных на достижение данной цели. Первая глава посвящена теоретическим аспектам искусственных языков и их примерам в кинематографе. Вторая глава имеет практическую направленность и раскрывает лингвистические особенности дотракийского языка из цикла романов «Игра престолов». Заключение содержит выводы по исследуемой работе и список использованных научных источников.
Естественный язык – это язык, используемый как средство коммуникации между людьми. Такие языки не создавались целенаправленно, а формировались постепенно в определённой группе людей в зависимости от их территориального нахождения, климатических условий и менталитета . С течением времени естественные языки развивались и широко использовались людьми для обслуживания их ментальной и социальной деятельности.
В отличие от языков естественного происхождения искусственные языки – это языки, сознательно сконструированные человеком для использования в определённых целях. Такие языки могут использоваться в литературе, в фантастических мирах или для коммуникации внутри сообщества. Искусственных языков много, они разнообразны и отличаются своей собственной уникальной грамматической и лексической системой. Одни похожи на естественные, на них говорят и пишут книги. Другие представляют собой настолько сложные конструкты, что даже авторы не владеют ими в совершенстве.
Выделяя основные различия при сравнении данных типов языков, можно сказать, что естественный язык характеризуется спонтанностью, в то время как искусственный язык обладает четкой структурой, осознанностью и целевой установкой.
Авторство естественного языка является коллективным, в то время как искусственный язык может иметь как индивидуальное, так и коллективное авторство. В связи с этим, естественный язык можно отнести к категории медленно эволюционирующих систем, при этом искусственный язык представляет собой принципиально новую систему. Как следствие, естественный язык содержит синонимы, в то время как искусственный язык использует уникальные наименования. Области функционирования естественного языка включают неформальное общение и универсальную сферу применения, тогда как искусственный язык находит свое применение в формальной интерактивной среде и в локальных сферах.
В контексте вышесказанного становится очевидно, что апробация естественного языка происходит через народный опыт, тогда как искусственный язык закрепляется актами согласования. Все отличия естественных и искусственных языков, описанные выше, касаются систем, используемых для коммуникации людей, либо иных антропоморфных существ, взаимодействующих в естественных условиях или в вымышленном мире художественных произведений. При этом искусственные языки не ограничиваются данной функциональной направленностью. В целом различают следующие виды искусственных языков:
1) языки программирования и компьютерные языки – это языки для автоматической обработки информации с помощью компьютеров (например, Python, C++, Java и др.);
2) информационные языки – языки, которые используют в различных системах обработки информации (например, SQL или любой язык библиографического описания);
3) формализованные языки науки – языки, которые предназначаются для символической записи научных фактов и теорий математики, логики, химии и других естественных наук (например, силлогистика, нотная грамота и др.);
4) международные вспомогательные языки – языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения для общения между людьми, которые не разделяют общий родной язык (например, эсперанто, лингва франка, волапюк, язык Шипфера и др.);
5) языки, созданные для общения с внеземным разумом (например, линкос).
6) языки несуществующих народов, разработанные в развлекательных и беллетристических целях. Примером может служить эльфийский язык (синдарин), созданный Дж. Толкиеном, клингонский язык, созданный для фантастического сериала «Звездный путь/Star Trek», дотракийский язык, придуманный для сериала «Игра престолов» и множество других «придуманных» языков.
Изначально конструирование искусственных систем коммуникации началось для выделения особых слоёв общества: для общения о философии, политике, математике и в общем для коммуникации между людьми. Нельзя сказать точно, когда именно началось конструирование искусственных языков, однако первой официально зафиксированной искусственной речевой системой стал язык эсперанто.
Он был создан в 1887 году известным польским врачом и лингвистом Людвигом Заменгоффом. Предполагалось, что эсперанто будет инструментом общения на международном уровне. Заменгофф считал, что одной из причин внешнеполитических проблем между странами были языковые барьеры, и если их разрушить, то взаимопонимание между людьми улучшится. Заменгофф с детства мечтал о том, что в мире появится универсальный язык, на котором смогут без труда общаться люди из любых стран.
Эсперанто собрал множество энтузиастов, которые даже хотели основать на территории Европы специальное государство для носителей языка — Амикехо. По разным подсчётам, в мире живёт около тысячи носителей эсперанто, которые говорят на этом языке с самого рождения.
Вслед за эсперанто было разработано значительное количество искусственных языков, многие из которых были созданы писателями. При этом цели, которые преследуют авторы, создавая искусственные языки, были разными, т.к. искусственные языки имеют широкий спектр функций, каждая из которых играет важную роль в литературном, культурном или коммуникационном контексте.
Во-первых, искусственные языки часто используются для создания уникального стилистического контекста в произведениях литературы, кино или игр. Они могут помогать автору установить атмосферу и передать особенности культур или народов, которые населяют вымышленные миры. С помощью языка можно создать ощущение уникальности и самобытности, отличающей вымышленную вселенную от реальности.
Во-вторых, языки данного типа могут служить средством для характеристики персонажей или социальных групп. Например, определённые особенности языка могут сигнализировать о социальном статусе, происхождении, культурных различиях или даже моральных качествах персонажа. Это помогает глубже понять их мотивацию и поведение, а также создает обогащенное представление о мире истории.
В-третьих, искусственные языки часто служат для формирования идентичности определённой группы людей. Они могут помогать объединить персонажей в общность, выделяя их как отдельную культуру с собственными традициями и нормами. Это способствует созданию ощущением принадлежности, как для персонажей, так и для читателей или зрителей, которые могут ассоциировать себя с определённой группой.
В-четвёртых, создание нового языка представляет собой акт художественного самовыражения. Искусственные языки позволяют авторам проявлять креативность, изобретая новые слова, грамматические структуры и звуковые формы. Это может быть интересным экспериментом, который не только расширяет возможности повествования, но и порождает новые идеи и концепции, которые в дальнейшем могут стать основой для всего сюжета.
В целом, искусственные языки обогащают вымысел, создают глубину и многослойность, делают мир более реалистичным и увлекательным, а также обеспечивают эмоциональную связь между читателями и персонажами.
Чтобы придумать собственный язык, необходимо знать техники его разработки. Конструирование искусственных языков включает создание новой языковой системы с уникальными фонологической, орфографической, лексической и грамматической системами.
Формирование искусственных языков представляет собой сложный и трудоёмкий процесс. У человека, не имеющего никаких навыков в лингвистике, скорее всего не получится создать собственный язык, даже если он очень захочет. Исследователи, занимающиеся вопросами изучения искусственных языков (конкретно здесь А.Н. Шувалова), следующим образом систематизируют этапы работы над созданием нового языка:
1) определение цели – данный этап представляется крайне важным, так как именно цель искусственного языка будет определять все дальнейшие этапы. Создаваемый язык может быть вспомогательным языком для общения, логическим языком для рассуждений, философским языком для исследования концепций или художественным языком для использования в литературе. В конечном итоге, создаваемый язык должен олицетворять ту сферу, для которой он создается;
2) разработка фонологической системы также является неотъемлемой частью каждого языка. Она должна определять звуковую систему, включая согласные, гласные, ударение и интонацию. Фонологическая часть необходима для языка, чтобы олицетворять его носителей;
3) разработка грамматики – данный шаг подразумевает разработку правил формирования слов, предложений и фраз. Кроме того, необходимо выбрать тип грамматики:
а) агглютинативную (агглютинативные языки — языки, в которых главную роль в образовании слов играют форманты);
b) флективную (словообразование в этом типе языков происходит за счёт добавления формантов, несущих сразу несколько грамматических признаков);
c) изолирующую (у этого типа языков полностью или практически полностью отсутствуют морфемы, то есть частицы, обозначающие число, падеж, род, поэтому точный смысл того, о чём идёт речь, можно уловить из служебных слов, структуры предложения и даже интонации говорящего).
Также, известно, что авторы искусственных языков прибегают к методу комбинирования грамматических правил из разных языков.
4) создание словаря – следующий шаг, в котором необходимо создание словаря, который будет включать в себя основные корневые слова и способы их сочетания для формирования более сложных слов. Вспомогательные языки часто используют корневые слова, заимствованные из естественных языков, в то время как художественные языки могут создавать уникальные слова.
Чаще всего при создании вымышленного языка авторы прибегают к различным способов словообразования. К числу таких процессов относится аббревиация, которая представляет собой формирование аббревиатуры путем соединения первых букв или максимального сокращения слова или словосочетания. Кроме того, используется аффиксация, заключающаяся в добавлении суффиксов или приставок к корню слова. Также встречается контаминация, при которой создается новая лексическая единица путем объединения и трансформации двух других слов. Ещё одним важным процессом является конверсия, при которой образуется производное слово, отличающееся от исходного своей формообразовательной парадигмой. С помощью этих техник можно быстро и легко создать любой вымышленный язык с ограниченным словарным запасом и без значительного грамматико-синтаксического развития. Стоит также отметить широкое использование калькирования и транскрибирования, при которых происходит почти полное заимствование слова из уже существующего языка, но ему придаётся иное словесное оформление.